Обломки «Титаника», унесшего с собой на дно 1,5 тыс. жизней, покоятся на глубине 4 км ледяного Атлантического океана. Впервые их увидел в 1986 году доктор Роберт Баллард. Он сразу же поспешил объявить миру: мы нашли реальность. И на этом, как он считал, миф под названием «Титаник» обрел, наконец, покой. Доктор Баллард ошибся. Даже сегодня спустя полтора десятилетия гибель «Титаника» по-прежнему окружена тайной.
Сразу же после трагедии, весной 1912 года, сначала в Нью-Йорке, а затем в Лондоне, велось расследование по делу о гибели «Титаника». Были опрошены около ста свидетелей, рассматривались различные версии причин трагедии, а материалы следствия составили том в 1200 страниц. Официальное судебное заключение гласит: гибель корабля произошла от столкновения с ледяной горой, вызванная высокой скоростью, с которой вели корабль. Небыли названы главные виновники трагедии, ни слова не сказано о причинах нарушений правил безопасной навигации, вскрытых на следствии, полное молчание о других версиях катастрофы.
Помимо официальных документов, обратимся к материалам журналистского расследования, которые вели американские газетчики.
Среди скороспелых сенсаций и поспешных выводов можно найти ответы на многие загадки гибели «Титаника», кроме того, подводные экспедиции к его обломкам, косвенно или прямо, подтверждают некоторые выводы и версии, которые отвергло официальное расследование.
Попробуем ответить на главный вопрос: почему лайнер, который называли великим и непотопляемым погиб в своем первом же плавании?
Восстановим хронику рокового рейса. 10 апреля 1912 года после недельной стоянки в Саутгемптоне «Титаник» идет в Сюрбур (Франция), затем в Квинстаун. Взяв почту и недостающих пассажиров, ранним утром 11 апреля, имея на борту 2208 человек лайнер отправляется в Нью-Йорк. Позже следствие установит, что в одном из бункеров «Титаника» уже неделю горит уголь. Суд не придал этому значения. С трудом верится, что кусок льда, пускай даже размером с гору, может отправить на дно новейший корабль – вмять, деформировать, но не вскрыть как консервную банку почти по всему борту.
ВЕРСИЯ №1. Пожар… Взрыв на борту…
Журналисты ипсали, что перед отплытием с «Титаника» почему-то дезертировали: опытный кочегар Джон Кофи и сразу несколько штатных пожарных. Все они путано объясняли свое бегство, значит, что-то скрывали. Они могли знать о пожаре и поэтому чего-то опасались. Но чего? Быть может взрыва.
Пожар на борту – одна из самых страшных опасностей в море. Однако пожар в угольном бункере вещь не приятная, но, увы, довольно частая. Моряки говорят о случаях самовозгорания угля, но для опытного капитана это не катастрофа. К тому же свидетели единодушны: 14 апреля, утром, пожар в бункере, наконец, был потушен, нашлись матросы, которые заново красили обгоревшие переборки, то есть взрыва не было. Однако эту версию вспомнили только после первых погружений к обломкам «Титаника». Сенсационным открытием доктора Балларда оказалось то, что на дне лежит не целый, а разорванный на три части лайнер. Специалисты считают, что «Титаник» разломился в момент погружения от напора воздуха, вытесняемого водой, и от смещения многотонных котлов в трюме. Но взрыв объяснил бы это лучше, к тому же в носовой части корабля имеется рваное отверстие, которое ни как нельзя объяснить столкновением с айсбергом: оно далеко от бункеров, в котором был пожар, но оно есть. Доктор технических наук Анатолий Сагалевич считает, что это отверстие образовалось когда «Титаник» коснулся дна. Скорость корабля от поверхности моря до дна была около 60 км/ч, и при ударе об дно корабль сломался в районе надстройки, надломился корпус, образовалась трещина.
В воскресенье, 14 апреля «Титаник» шел почти на предельной скорости, не обращая внимания на радиосообщения о ледовой угрозе. Известно, что капитан держал в руках, по крайней мере, два из шести таких предупреждений. На мостике вахтенные офицеры ожидали увидеть первые льды около 23 часов. Поэтому, появление айсбергов не было сюрпризом. Но почему «Титаник» не снижал скорости?
На защиту капитана выступили эксперты. Оказалось, что за предыдущие двадцать лет, в 32 тыс. рейсах через Атлантику от столкновения с айсбергом серьезно пострадало всего одно судно и то обошлось без жертв. Даже свидетели, офицеры «Титаника», не увидели серьезных нарушений в действиях капитана, а опытные моряки в суде недоуменно пожимали плечами: да любой пароход получит два десятка таких предупреждений в рейсе через Атлантику и если корабль будет ложиться в дрейф из-за каждой льдины – переход будет длиться месяц. Всегда известна точка поворота, где трансатлантические лайнеры изменяли курс, «Титаник» повернул даже позднее обычного.
Трансатлантическая трасса проложена так, чтобы обойти южнее район скопления льдов у берегов Ньюфаундленда, а затем в точке поворота сменить курс и идти прямо на Нью-Йорк. Пароходы порой игнорировали эту точку, ведь риск давал ощутимую экономию во времени и топливе. Но в этом году, из-за необычно холодной зимы льды продвинулись дальше обычного и «Титаник» сменил курс даже на несколько миль южнее.
Выслушав экспертов, суд решил, что столкновение «Титаника» с айсбергом просто роковая случайность. Но журналисты считали иначе. Все газеты обошла стенограмма радиопереговоров «Титаника» незадолго до катастрофы. В 22.55 с ним на связь вышел пароход «Калифорниан»: «Мы остановились и окружены льдами, наши координаты…» – радист «Титаника» недослушав, грубо оборвал коллегу: «Заткнись, ты заглушаешь мой сигнал, я на связи с мысом Рейс». Чем же был так занят радист суперлайнера? Дело в том, что телеграмма с борта «Титаника» в 1912 году, это как звонок с космической станции сегодня. Просьба пассажира – закон. К тому же, это хорошая возможность заработать. Вот почему телеграфисты «Титаника» трудились двадцать четыре часа в сутки, посылая на берег радиоприветы пассажиров. Ледовое предупреждение парохода «Калифорниан» на мостик так и не поступило, а через 40 минут из «вороньего гнезда» на мачте «Титаника» раздались три удара колокола: сигнал, что прямо по курсу препятствие. Подав сигнал, впередсмотрящий матрос Флит связался с мостиком. Вот его стенограмма: «Флит, айсберг прямо по курсу». Первый помощник Мердок командует: «Лево руля». Рулевой вращает штурвал до самого упора. Мердок: «Стоп машина, полный назад». Через полминуты айсберг навис по правому борту корабля. Ледяная глыба, обламываясь о «Титаник», долгие десять секунд скребет по корпусу лайнера, исчезая в темноте. Пассажиры почти не заметили столкновения. В носовые отсеки через пробоины врывается ревущий поток воды, уже в 00.05 стал ощутим крен на нос. Капитан уже точно знает, что «Титаник» обречен, в лучшем случае осталось два часа для эвакуации двух тысяч человек, при этом известно, что в спасательных шлюпках может поместиться только половина людей. Реально в них окажется еще меньше – всего треть.
Сигнал «Титаника» о помощи слышали 16 судов, но самое ближнее из них в 58 милях. Только в 4 часа утра капитан Рострон ведущий на предельной скорости сквозь льды свой пароход «Карпатия» придет в район крушения и подберет первую шлюпку со спасенными. Мир содрогнется, узнав от них подробности катастрофы.
Из показания очевидца Лоранца Бисли, спустя восемь дней после трагедии: «Ночь выдалась звездная и совершенно ясная, море оставалось спокойная, как пруд. Около двух часов мы заметили, что наклон на нос быстро увеличивается, мостик целиком ушел под воду, пароход медленно поднялся кормой вертикально вверх, свет в салонах внезапно исчез, в то же время раздался грохот, который можно было услышать на мили, котлы и механизмы сорвались со своих мест. В течение нескольких минут «Титаник» подобно башни стоял вертикально, чернея на ясном небе, тогда мы услышали самые страшные крики наших товарищей, боровшихся со смертью в ледяной воде и призывающих на помощь, которую мы не могли им оказать, ибо наша шлюпка была уже загружена полностью».
Еще через минуту «Титаник» ушел под воду, и чтобы не слышать отчаянные крики многих сотен погибающих людей, в шлюпках начали петь.
705 человек спасенных, 1503 погибших, таков страшный итог катастрофы. Мир был потрясен. У всех на устах вопросы: кто виноват, как такое могло произойти? Официальное следствие виновных не нашло. Зато на первых полосах всех газет был портрет человека, который в первую очередь несет ответственность за любое происшествие на борту – капитана «Титаника».
ВЕРСИЯ №2. Навигация без правил… Преступная халатность капитана…
Этот широкоплечий, уверенный в себе человек, с аккуратно подстриженной бородой и умным взглядом представлял собой идеальный образ капитана. Он всегда пользовался безграничным уважением команды, им восхищались самые капризные пассажиры-миллионеры…
Из интервью Смита газете «Нью-Йорк Таймс»: «Я не могу представить происшествия, которое вынудит мой корабль затонут. Современное судостроение сделало это практически невозможным». Газеты писали, что за четверть века плавания у капитана Смита практически не было аварий. Но во время следствия они же раскопали сенсацию: безаварийность коммодора Смита оказалась мифом. Ни в одном из интервью знаменитый «непотопляемый» Джи, как его звали на флоте, ни словом не обмолвился о фактах наносящих урон его капитанской карьере, а их было предостаточно.
В 1889 году пароход «Репаблик» под командованием Смита сел на мель у входа в Нью-Йоркскую гавань, труба парохода раскололась, трое матросов погибли, семеро изувечены. Через год, вверенный ему пароход «Коптик» сел на мель в гавани Рио-де-Жанейро, еще через год пожар на пароходе «Мажестик» под командованием Смита. В 1904 году Эдвард Симт получил звание коммодора «Уайт Стар Лайн», теперь он водит только флагманы компании. Уже в 1906 еще один пожар на его пароходе: в порту Ливерпуля горит «Балтик», в 1909 капитан Смит посадил на мель свой пароход «Адриатик». В мае 1911 капитан Смит назначен на новый флагман «Уайт Стар» – «Олимпик». Об этом стоит рассказать подробнее. Дело в том, что «Титаник» был вторым лайнером класса «Олимпик», стопроцентной копией корабля, который к первому рейсу «Титаника» уже 12 раз пересек Атлантику.
К 1912 году в послужном списке коммодора Смита почти год командования «Олимпиком». Во время своего первого рейса «Олимпик» был протаранен крейсером «Хок». Суд определил, что столкновение исключительно результат небрежной навигации «Олимпика». Две пробоины в борту и судебные издержки обошлись «Уайт Стар Лайн» в семь дней ремонта и огромные деньги. Суд оправдал капитана Смита, ведь у штурвала стоял лоцман. Но, едва выйдя из ремонта, через восемь месяцев, «Олимпик» наскочил на затонувший корабль и потерял лопасть винта. И все-таки Эдвард Смит назначен капитаном «Титаника». Отложим эту загадку в сторону. А пока попробуем разобраться, почему все-таки в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года он уверенно вел «Титаник» почти на предельной скорости в район занятый льдами?
Именно журналисты уверенно назвали косвенную причину катастрофы «Титаника», о которой умолчало следствие, и которая объясняет многие решения капитана.
ВЕРСИЯ №3. Голубая лента Атлантики… В погоне за смертью…
К 1908 году компания «Кьюнерт Лайнс» спустила на воду лайнеры «Лузитания» и «Мавритания». Они развили рекордную скорость, получив желанную награду – Голубую ленту Атлантики. Это вымпел стоил любых денег. По статистике, лайнер, обладатель Голубой ленты имел в среднем в четыре раза больше пассажиров, чем менее удачливые компании. «Уайт Стар Лайн» решила обойти соперников не только по величине и комфортабельности лайнеров, но и по скорости. Ведь Черчиль объявил: «Правительство обязуется оплатить расходы по постройке двух быстроходных кораблей, а если скорость судна составить 24 узла – правительство обязуется ежегодно выплачивать субсидии по 150 тыс. фунтов стерлингов на весь период эксплуатации судна. «Олимпик» не смог побить рекорд лайнеров «Кьюнерт Лайнс», к тому же после двух аварий он выбил из игры. Теперь вся ставка «Уайт Стар» на «Титаник». Деньги правительства и пассажиров с лихвой могли бы покрыть все убытки. И капитан Смит готов выжать из корабля все, несмотря на сложную ледовую обстановку. В погоне за Голубой лентой Атлантики «Титаник», наращивая ход, шел прямо в район льдов, последним звеном в цепи роковых ошибок оказались действия офицера Мердока.
Вот строки из руководства по мореплаванию от 1910 года: «…Многие офицеры постараются увести судна от опасности и одновременно дадут задний ход, но такие действия скорее приведут к столкновению, чем предотвратят его. В этой ситуации следует увеличить ход, а отвернуть и сбавить ход самый верный способ прийти к столкновению».
Когда матрос Флит в «вороньем гнезде» «Титаника» известил мостик об айсберге прямо по курсу, тот самый Мэрдок, который несколько лет в такой же ситуации спас свой корабль сделал все, что делать было категорически запрещено. Он скомандовал: лево руля, и затем – стоп машина, полный назад. В результате основной удар пришелся не в нос, самое прочное место корабля, а в его бок. Почти сто метров борта «Титаника» ниже ватерлинии были вспороты как консервная банка. Всего 10 секунд потребовалось, чтобы вынести смертный приговор самому большому и самому прекрасному судну в мире.
Именно стремление капитана Смита любой ценой выиграть в безумной гонке за Голубую ленту Атлантики оказалась главной причиной катастрофы, однако эта версия не объясняет целый ряд загадок «Титаника». Почему 55 пассажиров вернули билеты в последний момент перед рейсом? Зачем на «Титанике» перед отплытием срочно произвели ремонт, изменивший его внешность? Что делал на судне директор компании «Уайт Стар Лайн»? Как могло случиться, что на лайнере не нашлось биноклей для впередсмотрящих в «вороньем гнезде»? Почему опытный офицер Мэрдок грубо нарушил устав в момент столкновения?
Недавно появилась еще одна версия гибели «Титаника», сначала ее посчитали дешевой сенсацией, но неожиданно оказалось, что она дает ответ на все эти вопросы. Прежде чем рассмотреть эту версию, вспомним, что у «Титаника» был предшественник-близнец лайнер «Олимпик».
Спуск на воду «Олимпика» стал главной сенсацией в Англии начала века. Это «Олимпик» в первую очередь рекламировала компания «Уайт Стар Лайн», только катастрофа выдвинет на первый план «Титаник», он был лишь на 8 см длиннее собрата, хотя водоизмещением превосходил его на 1000 тонн, однако на большинстве посмертных фотографий «Титаника» на самом деле «Олимпик». Путаница сопровождала корабли еще до рокового рейса «Титаника».
Идея самых совершенных в мире пароходов принадлежала честолюбивым владельцам компании «Уайт Стар Лайн», которую возглавлял Джозеф Брюс Исмей.
В 1902 году Исмей сумел объединить Английские технологи и Американские капиталы. Компания «Уайт Стар Лайн» вошла в Американский трест «Интернэшнл Маркентайл Марин». Планы создания величайшего плавучего дворца вполне соответствовали мании величия хозяина треста – Джона Моргана.
20 октября 1910 года со стапеля сходит первый суперлайнер «Олимпик», еще через год второй, еще более роскошный – «Титаник». Он обошелся Моргану в современных ценах около 400 млн. долларов. Очевидная странность: назначить на «Титаник» капитана дважды чуть не утопившего его брата-близнеца «Олимпик» и принесшего компании огромные убытки. За куда меньшие провинности без сожаления списывали на берег. Однако Морган утверждает кандидатуру Смита. Капитану обещано, что по возвращении, его с почетом проводят в отставку, поэтому Смит старается угодить компании. Но какой ценой. Именно здесь завязка самой скандальной версии гибели «Титаника».
ВЕРСИЯ №4. Заговор… Страховая афера…
По этой версии 15 апреля 1912 года в Атлантике затонул не «Титаник», а его близнец «Олимпик» и катастрофа эта была тщательно спланирована и осуществлена хозяевами лайнера и его капитаном. Корабли были стопроцентно похожи. Разница в одном: «Титаник» новый с иголочки, а «Олимпик» наскоро залатан после аварии, его просто опасно выпускать на линию.
Если поменять местами плиты с названиями кораблей-близнецов и предметы на борту несущие имя корабля, даже специалист не заметит подмены. Афера лежит на поверхности. «Титаник» под именем «Олимпика» буднично уйдет в плавание, зато отремонтированный «Олимпик» под названием «Титаник» с помпой отправится в свой первый рейс, чтобы потерпеть аварию, ну, например, столкнувшись с айсбергом. Выгоды: огромная страховая премия, которая с лихвой покроет все убытки. Риск, если удастся соблюсти все тайны, практически никакого. При столкновении, возможно, пострадают два-три человека, но ведь лайнер «непотопляемый», он ляжет в дрейф, а пассажиров возьмут на борт суда, которых всегда много на оживленной Атлантической трассе. В тайну должны быть посвящены те, кто устроит аварию: капитан и его первый офицер, а руководить операцией может сам директор «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей.
В марте «Титаник» под именем «Олимпика» возобновляет рейсы в Нью-Йорк, а наскоро залатанный «Олимпик» 11 апреля уходит как «Титаник» в свой роковой рейс. Сама собой Морган не станет рисковать и найдет предлог остаться, но не только Морган… Эта версия легко объясняет, почему многие пассажиры под разными предлогами отказались от рейса в последний момент, среди них: сам Морган, сталелитейный магнат Генри Клей Флик, американский посол во Франции, миллионер Альфред Вандербильд с женой, на борту не оказалось еще около 50 пассажиров и даже некоторых членов команды: кто-то мог знать, а кто-то догадываться. В эту версию легко укладывается и назначение Эдварда Смита: почетный уход на пенсию, как плата за выполнение тайного задания.
Вот почему исчезли бинокли из «вороньего гнезда», вот почему «Титаник» не слыша предупреждений и очертя голову шел во льды, вот из-за чего опытный офицер Мэрдок нарушил Устав.
В 1912 году во всех газетах еще одна сенсация. За 14 лет до трагедии «Титаника» в США вышла повесть некоего Робертсона «Тщетность» о гибели корабля, столкнувшегося с айсбергом. Совершенно необъяснимыми оказались поразительные совпадения катастроф: реальной и выдуманной. Совпадали даже размеры корабля, и водоизмещение. Может именно повесть Робертсона, попав в руки Моргану, натолкнула его на мысль, как разом решить финансовые проблемы. Впрочем, даже Исмей и Морган, вряд ли допускали возможность гибели «Титаника» при столкновении с айсбергом. Но на деле страховка оказалась куда меньше прямых убытков от потери корабля и безвозвратно погибшего авторитета компании «Уайт Стар Лайн». Тогда, в 1912, имя Моргана даже не всплыло на следствии. Но не ужели сегодня, после многочисленных подводных экспедиций, мы так и не знаем, какой из двух кораблей класса «Олимпик» покоится на дне. Вот что говорит эксперт:
– Я абсолютно убежден, что на дне лежит «Титаник», – говорит Анатолий Сагалевич, доктор технических наук. – Об этом говорят очень много фактов, в том числе и поднятые предметы. Например, телеграф, на котором было выбито «400», а «400» – это номер «Титаника». Также на его огромной части борта, выбито «400». Я не видел ни одной детали, ни одного предмета, на дне и поднятого, где бы была марка «Олимпика» или номер «401».
Известно, что некоторые детали, предназначенные для «Титаника» использовались при ремонте «Олимпика», значит, и номер, выбитый на этих деталях, вряд ли может служить бесспорным доказательством. Вся документация «Уайт Стар Лайн» исчезла после ликвидации компании в 1935 году, а чертежи «Титаника» сгорели с архивом верфи во время Второй мировой войны. Лайнер, носивший название «Олимпик» был разобран еще в 1938-м, это тоже ставит под сомнение возможность идентификации корабля по номеру проекта. Известно только два предмета, которые несут на себе имя «Титаника» – это плита с названием на борту корабля и багажная бирка, поднятая со дна. Это мало что доказывает. Зато еще доктор Баллард обнаружил в корпусе судна водонепроницаемую переборку, которой не было на имевшемся у него плане «Титаника».
– Мы спускались много раз, – продолжает Анатолий Сагалевич. – У нас было порядка 120 спусков, я лично 37 и мы не видели надписи «Титаник» ни буквы «Т», ни на правом, ни на левом борту «Титаника», а также на его кормовой части, там, где, как утверждают Французы, они очистили букву «Т», тоже ничего нет, все покрыто ржавчиной. Перед съемками фильма в 1995 году мы с Камером, пробовали найти надпись «Титаник». Левый борт излазили весь, правый слегка прошли – надписи мы не увидели.
Это значит, что версия о подмене кораблей до сих пор имеет право на жизнь. Организаторов аферы могло оправдать только одно: они не подозревали, что суперлайнер класса «Олимпик» мог утонуть из-за столкновения с айсбергом. Однако «Титаник» утонул. Есть версия, которая делает главным подозреваемым еще одного пассажира.
ВЕРСИЯ №5. Ошибка в проекте… Роковой просчет конструктора…
Томас Эндрюс более двух лет посвятил суперлайнерам. При строительстве он использовал самые лучшие материалы и новейшие технологии. Все должно было обеспечить безопасность и комфортность плавания: от автоматических дверей в водонепроницаемых переборках до тренажеров в гимнастическом зале.
Именно он в первые минуты после аварии осмотрит трюм и первым сообщит капитану, что корабль обречен. Но виновен в этом, прежде всего, сам главный конструктор. Непотопляемость корабля обеспечивали двойное дно и трюм, поделенный на 16 водонепроницаемых отсеков. Получив пробоину, даже с четырьмя затопленными отсеками корабль мог держаться на плаву, однако эти отсеки небыли закрыты сверху. Вот почему, когда в результате затопления 6 отсеков лайнер получил крен на нос, вода просто переливалась через переборки, заливая отсек за отсеком, пока корабль не затонул.
Известно, что у конкурентов компании «Кьюнерт Лайнс» водонепроницаемые отсеки лайнеров были герметичны, значит всему виной ошибка конструктора. Однако время докажет правоту Томаса Эндрюса: в 1915 году, после попадания немецкой торпеды лайнер «Лузитания» из-за герметичности затопленных отсеков потерял остойчивость и, перевернувшись, затонул через 10 минут, погубив весь экипаж. У «Титаника», благодаря Эндрюсу, оказалось в запасе два с половиной часа.
Много лет ученые пытались разобраться, почему же все-таки лед не вмял, а прорезал корпус «Титаника». Вывод оакзался прост: лучшая сталь того времени не выдерживала низких температур.
В 1991 году работала группа из Бетфарского океанографического института в Голифаксе, ктоорая отбирала образцы корпуса, заклепок, подняла разных 7 образцов частей корпуса «Титаника». Ею было установлено в процессе анализа, что в составе стали содержится очень высокий процент серы. Это создавало хрупкость. И видимо это явилось причиной того, что айсберг прорезал корпус «Титаника» на эти шесть отсеков.
Это значит, лучший морской конструктор своего времени Томас Эндрюс не виновен. Виноваты сами несовершенные технологии начала века. Однако есть еще одна версия катастрофы.
ВЕРСИЯ №6. Диверсия… Торпедная атака…
В начале прошлого века Фом Тирпитс выступил с идеей создания сильного флота, как главного орудия передела мира. Вскоре Германия буквально наступает на пятки первой морской державе мира – Англии. Английские верфи просто кишат германскими шпионами, а курсы немецких подводных лодок по странной случайности то и дело пересекаются с маршрутами новейших английских пароходов. Дискредитация флагмана британского флота «Титаника» могла бы стать решающей в будущей морской войне. Тут были хороши любые средства, даже диверсия. Все свидетели агонии «Титаника» описывают страшный грохот незадолго до того, как лайнер ушел под воду. Есть мнение, что после столкновения с айсбергом, «Титаник» остался бы на плаву, если бы не мощный взрыв на борту. По этой версии поврежденный лайнер был торпедирован немецкой подводной лодкой, которая сопровождала его рейс. До обнаружения останков «Титаника» доказательств этой версии не было. Именно доктор Баллард первым обнаружил, что на дне лежит не целый, а разломившийся на три части корпус корабля. Торпедная атака объясняет это вполне. А знаменитая рваная пробоина в носовой части лайнера. Ее никак не мог причинить айсберг, и она слишком далеко от бункера, в котором горел уголь. Есть мнение, что эта дыра могла образоваться в момент удара корпуса о грунт…
Сегодня нет методов и возможностей изучить днище корабля. Именно на нем лежат обломки «Титаника», глубоко уйдя в донный ил. Вот почему немецкая диверсия видимо так останется одной из версий гибели великого, «непотопляемого». До сих пор ее не подтвердил ни один архивный документ.
Более 90 лет обломки величайшего корабля в истории мореплавания лежат в Атлантике на глубине около 4 км. От его красоты не осталось ничего. Еще совсем немного, соленая вода и ржавчина превратят красавец-лайнер в огромную груду трухи, разрушающегося от любого прикосновения.
И так уж ли важно человечеству: почему и что за корабль покоится на дне. Ведь этот корабль печальный символ его непомерной гордыни и у этого символа только одно имя – «Титаник».
Использована информация документального фильма телекомпании «Останкино»
Тайны века. «Титаник». 2003 год.