Москва (Московская область)
На земле немало городов, имеющих всенародную славу, в их созвездии особым светом сияет Москва – столица России. Это один из крупнейших городов мира. Население Москвы вместе с приезжими насчитывается около двенадцати с половиной миллионов человек, однако, портрет типичного москвича создать трудно. Смешание огромного числа европейских и азиатских национальностей создает очень пеструю культуру.
Особенно приятны постоянная готовность людей оказать помощь и их сердечное гостеприимство, которое можно встретить не только в сутолоке у сувенирных прилавков на Старом Арбате, но и в современном деловом центре на Новом Арбате. Старый Арбат был прежде улицей, овеянной духом искусства, а сегодня это шумный «блошиный рынок», в то время как на Новом Арбате можно найти бутики известных модельеров и рестораны с кухней разных стран.
Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин не раз с неизменной любовью воспевал родной город.
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Москва – это политический, экономический, научный центр и средоточие культуры великого государства.
Отсчет «возраста» Москвы принято вести с 1147 года, когда суздальский князь Юрий, прозванный за умение собирать вокруг себя земли Долгоруким, «заложи град Москву на устье Неглинной, выше реки Яузы».
Столица Московского великого княжества, одного из сильнейших в Северо-Восточной Руси, отличалась выгодным расположением – на пересечении торговых путей, в центре славянских земель, где наибольшее развитие получили торговля, земледелие.
В 1380 году русские войска под предводительством Дмитрия Донского разгромили полчища правителя Золотой Орды Мамая на Куликовом поле.
Но только при Великом князе Иване III (1480) было сброшено окончательно монголо-татарское иго.
В 1610 году Москва была захвачена польско-литовскими интервентами. Два года ее опустошали. На борьбу с недругами поднялся весь русский народ, и в 1612 году народное ополчение под руководством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского разгромило интервентов и изгнало их из Москвы.
Как символ этой победы высится сегодня у стен Кремля чудо зодчества – храм Василия Блаженного, а рядом памятник героям – Минину и Пожарскому.
В 1712 году столица была перенесена в Петербург. Однако значение Москвы как центра государства Российского не теряется.
В 1812 году Первопрестольная столица становится центром борьбы русского народа с войсками Наполеона. Захватив Москву, французская армия, отрезанная от снабжения и подкрепления, прибыла в ней 39 дней.
В пожарах погибло две трети зданий. Трудолюбие и энтузиазм москвичей подняли город из руин. Появились прекрасные архитектурные ансамбли в стиле московского классицизма.
В 40-е годы XIX века оживил улицы общественный транспорт – городская железная дорою с конной тягой, позднее (1899 г.) – трамвай. Город благоустраивается.
К концу XIX века Москва – главный железнодорожный узел России. Заметным событием стало открытие движения между Москвой и Петербургом (1851 г.).
В результате семидневных боев в ночь на 3(16) ноября 1917 года в Москве победила Советская власть. Менялась жизнь, менялась власть, менялось лицо государства и его столицы...
В годы Великой Отечественной войны на подступах к Москве в октябре 1941 – январе 1942 гг. немецко-фашистской армии было нанесено первое во Второй мировой войне ощутимое поражение.
Москва – крупнейший промышленный, транспортный узел. 11 железнодорожных линий берут начало на 9 вокзалах, развернута сеть воздушных линий и автомобильных дорог, водных путей.
Самым интересным памятником Москвы является, конечно, Кремль. Стены из красного кирпича с 20 башнями строили итальянские архитекторы, которых в XV веке пригласил в Москву Иван III. Со своими многочисленными соборами и дворцами, Кремль, пожалуй, самое величественное собрание различных архитектурных стилей.
В 1935 году была открыта первая линия метро. Подземные станции Московского метро самые уютные и красивые в мире.
В последние годы столица просто преобразилась. Роскошные особняки банков и крупных компаний, рестораны, казино, многоэтажные жилые комплексы, бесконечные вереницы машин всех марок – нынешняя Москва что-то приобретает, что-то теряет, но по-прежнему остается любимой и дорогой сердцу каждого россиянина.