ИЗЯСЛАВ I ЯРОСЛАВИЧ (1024 – 1078)
Великий князь. 1054 – 1068, 1069 – 1073, 1076 – 1078
ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ «ПОЛОЦКИЙ» (? – 1101)
Великий князь. 1068 – 1069
СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1027 – 1076)
Великий князь. 1073 – 1076
Со смертью Ярослава Мудрого кончилось счастливое время для нашего древнего Отечества. Единовластная Русь, набравшая при нем сил и могущества, после него распалась на ряд уделов, в которых самостоятельно правили его сыновья. Так начался длительный УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД в истории России, который вскоре обессилит и обескровит ее государственность в княжеской междоусобице и безладице.
Почти всю Русь поделил Ярослав между пятерыми сыновьями. К старшему сыну Изяславу вместе со званием великого князя отошли киевские и новгородские земли. Святослав получил Чернигов и все земли на восток от Днепра, включая Муром с одной стороны и Тмутаракань с другой. Стольным городом Всеволода, любимого сына Ярослава, стал Переяславль. К нему же отошли Ростов, Суздаль, Белоозеро и все Поволжье. В удел Вячеслава вошли смоленские земли; Игорь получил Владимир-Волынский.
В те времена еще одно княжество – Полоцкое – имело своего удельного князя, Всеслава Брячиславича, правнука памятной нам Рогнеды.
Итак: целых шесть юных государей правили своими уделами в Русской земле.
Около десяти лет братья жили мирно, памятуя завет отца: «ходить под Изяславом, не посягать на границы другого брата и прийти на помощь Киеву во имя всей Русской земли». Вместе они успешно воевали против кочевых племен торков; вместе с общего согласия дополняли «Русскую Правду», отменив, в частности, кровавую родовую месть; с общего согласия после смерти Вячеслава (1057 г.) отдали Смоленск Игорю, умершему в 1060 году... Ничто, казалось, не предвещало бед, но они были уже на пороге государства.
С 1054 года по соседству с Русью стал селиться новый враг: кочевые племена кипчаков, по-русски ПОЛОВЦЕВ, которые, придя из Средней Азии, с каждым годом наполняли степи. Перевалив через Волгу, они появились на Дону, а потом, преследуя печенегов и торков, дошли до Дуная. Огромные степные просторы, включая север Крыма и Северный Кавказ, оказались под их властью. А потом они посягнули на Русь. В 1061 году страшному нападению половцев подвергся Переяславль. Летописец записал: «Пришли половцы впервые на Русскую землю войною...» С тех пор половцы не давали покоя русским, ордами врываясь в их пределы, беспощадно опустошая землю и угоняя тысячами в рабство захваченных пленных...
А вскоре и между русскими князьями начались усобицы. Возмутителем спокойствия стал племянник Ярославичей Ростислав Владимирович, не получивший наследства, т.к. отец его, Владимир, старший сын Ярослава Мудрого, умер в 1052 году, еще до раздела Русской земли, и не получил наследства. Ростислав Владимирович, храбрый и отчаянный, без труда захватил Тмутараканское княжество. Своими притязаниями, своей воинственностью и мужеством он обещал, казалось, немало хлопот доставить не только дядьям, но и чужеземным соседям своим, грекам, господствующим тогда в Тавриде. Греки всерьез опасались нападения Ростислава на их земли. Их стараниями юный князь-изгой был отравлен.
Не успели русские и греки избавиться от Ростислава, как князь полоцкий Всеслав Брячиславич начал враждебные действия против Пскова и Новгорода. Всеслав, как внук Изяслава Владимировича, старшего сына св. Владимира, считал себя главным претендентом на Киевский стол. «Злой и коварный» – так рисует его летописец – Всеслав ненавидел Ярославичей. Взяв Новгород, он полонил его жителей и снял колокол с собора св. Софии. Объединившись, Изяслав, Святослав и Всеволод нанесли поражение Всеславу, а затем обманно схватили его вместе с двумя сыновьями, привезли в Киев и заключили в тюрьму...
Казалось бы после этих событий Русь сможет отдохнугь. Но в 1068 году половцы напали на Русь и победили Ярославичей. Изяслав с Всеволодом бежали в Киев, а Святослав в Чернигов. Киевляне были недовольны бегством князей с поля боя и решили просить их дать половцам еще один бой: «Вот половцы хозяйничают в нашей земле, – говорили они Изяславу, – так дай же, князь, нам оружие и коней, и мы снова будем биться с ними». Но великий князь то ли от боязни быть еще раз битым, то ли по другой причине, отказался выдать им оружие. Поднялся мятеж. Киевляне бросились к тюрьме, освободили Всеслава Брячиславича и провозгласили его великим князем. Изяслав с Всеволодом спешно покинули Киев. Через некоторое время Изяслав прибыл в Польшу и стал собирать войско, чтобы отвоевать престол...
Восемь месяцев сидел на Киевском престоле Всеслав Брячиславич. Когда Изяслав вместе с польским королем Болиславом II шел к Киеву, он вышел из Киева к нему навстречу, но, видимо испугавшись боя, тайно бежал от войска в Полоцк. Удрученные киевляне послали сказать Святославу и Всеволоду: «Мы дурно сделали, что прогнали своего князя, а вот он теперь ведет на нас поляков; ступайте в город отца вашего!». Но братья не решились идти в Киев, а послали сказать Изяславу: «Всеслав бежал, и не води ляхов к Киеву. Противника у тебя нет: если же не перестанешь сердиться и захочешь погубить народ, то знай, что нам жаль отцовского стола». Изяслав, казалось, послушался братьев и обещал проявить милосердие к горожанам. Но первым в Киев он послал своего сына Мстислава, который, вопреки заверениям отца, подверг жестокому наказанию тех горожан, которые когда-то освободили из тюрьмы Всеслава и вынудили великого князя бежать из города. Говорят, что среди наказанных было много невинных людей. Киевляне затаили обиду на Изяслава за такую несправедливость, и хотя встретили его с небольшим отрядом с видимой покорностью, но с тех пор еще более охладели к нему. Они не могли простить ему ни бегства из Киева, ни незаслуженных наказаний. Многие из них бежали за защитой в Чернигов к Святославу.
А Изяслав, наведя порядок в Киеве, спешил отомстить Всеславу Полоцкому. Война эта, однако, не принесла ему успеха: Всеслав сумел отстоять свои земли от посягательств великого князя.
В это время отношения между Ярославичами казались вполне дружественными. В мае 1072 года они совместно организовали торжественное перенесение мощей убиенных Святополком «Окаянным» братьев Бориса и Глеба в новую церковь, при этом митрополит Георгий признал святость их, как бы подтверждая канонизацию юных Бориса и Глеба, осуществленную ранее митрополитом Иоанном I. Празднество закончилось веселым пиром, на котором все три Ярославича обедали за одним столом и разъехались друзьями. Но дружба эта вскоре уступила место вражде, виновником которой летописец считает Святослава Ярославича. Стремясь к власти, тот «коварно, зло и хитро» сумел оклеветать старшего брата перед Всеволодом. В вину ему он поставил чрезмерное обогащение землями, а также дружбу его с ляхами и Всеславом. Спасаясь от вооружившихся братьев, Изяслав вынужден был вторично покинуть Киев. Великим князем был объявлен Святослав Ярославич.
Вместе с Всеволодом Святослав по-своему поделил уделы, отобрав многое у семейства Изяслава. А изгнанный с престола государь в течение нескольких лет пытался найти помощь и у поляков, и у немцев, и даже у папы римского, получая взамен лишь моральную поддержку.
Неожиданная смерть (27 декабря 1076 года) Святослава Ярославича была для Изяслава подарком судьбы. И хотя Киевский престол занял Всеволод, но ненадолго: вскоре к столице с польским войском уже шел Изяслав. Всеволод, выступивший ему навстречу, вместо боя предложил старшему брату мир и престол. И снова братья перераспределили уделы, теперь уже, в основном, между семействами Изяслава и Всеволода и с ущербом для сыновей умершего государя Святослава Ярославича. Они лишились даже своего отчего города Чернигова, превратившись, по сути, в князей-изгоев. А вскоре один из них, Глеб Святославич, был лишен новгородского княжества и через некоторое время убит при обстоятельствах, позволяющих предположить причастность Ярославичей к его гибели.
В эти годы Русь, разделенная на уделы, лишенная единодержавия, раздираемая злобой и ненавистью между властвующими Ярославичами и рвущимися к власти и к новым уделам их многочисленными племянниками, могла в любой момент взорваться междоусобной войной от малейшей искры. И искру эту высек Олег Святославич. Решив вернуть свой отчий удел, он вместе с тмутараканским князем Борисом Вячеславичем совершил в 1078 году поход на Чернигов. В последующей кровавой битве под Черниговом с объединенными силами князей, возглавляемыми Изяславом, Борис погиб, а Олег бежал с поля боя в Тмутаракань. Но эта битва оказалась последней и для великого князя Изяслава I Ярославича: неприятельский всадник смертельно ранил его копьем в плечо. Тело его в ладье было привезено в Киев, где «киевляне со слезами на глазах встречали его. Вопль народный заглушал священное пение».
Погребен Изяслав в мраморной раке в храме Богородицы.
Летописец Нестор пишет, что «Изяслав, приятный лицом и величественным станом, не менее украшался и тихим нравом, любя правду, ненавидя криводушие, что он истинно простил мятежных киевлян и не имел ни малейшего участия в жестокостях Мстиславовых; помнил только любовь Всеволода, добровольно уступившего ему великое княжение...»
ИЗ ПАМЯТНОГО
– При Изяславе I Ярославиче был основан КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Обстоятельства его образования таковы: монах Антоний, обходя тогдашние русские монастыри, увидел близ Киева на высоком берегу Днепра пещеру, в которой когда-то еще простым монахом-священником молился Богу митрополит Иларион. Антоний остался в этой пещере и посвятил дни свои молитве. Затем к нему присоединились и другие монахи. Число Божиих послушников постоянно росло. Сначала монахи выкопали в горе подземную церковь с кельями. Затем Изяслав отдал им всю гору над пещерами, где они заложили большую церковь с оградою... В дальнейшем щедрость и набожность Ярославичей обогатили созданный монастырь доходами и поместьями.
– В 1054 году произошел окончательный РАСКОЛ МЕЖДУ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ и ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНСКИМИ ЦЕРКВАМИ, начавшийся еще гораздо ранее – после разделения Римской империи в III-IV веках на ЗАПАД и ВОСТОК. Римская церковь высвободилась из-под опеки императора, и стал чрезвычайно быстро расти авторитет Папы Римского, главы церкви. Папа стал требовать первенства себе и среди вселенских патриархов, чем настроил против себя константинопольского патриарха... Кроме вопроса о главенстве над христианскими церквами их разделяют и некоторые догматы учения о христианстве. Со временем разногласия между церквами лишь усиливались. В том году (1054) посланники Папы Римского положили на алтарь константинопольского храма св. Софии отлучительную грамоту, в которой Папа проклял византийских отступников не только за отход от истинных канонов веры, но и за то, что те перестали признавать его церковное главенство. В ответ в Константинополе была провозглашена анафема папским посланникам.
– Ярославичи возвратили константинопольскому патриарху важное право НАЗНАЧАТЬ на Русь КИЕВСКИХ МИТРОПОЛИТОВ. На место почившего Илариона из Константинополя был прислан грек Георгий.
Семейство великого князя Изяслава I Ярославича
– МСТИСЛАВ помогал отцу в ратных походах. С особой жестокостью наказал он киевлян за то, что те выпустили из темницы Всеслава Полоцкого. Позднее принимал непосредственное участие в усобице отца с Всеславом. Неожиданно умер в Полоцке в 1068 году.
– ЯРОПОЛК был убит своим слугой, вероятно, подкупленным Ростиславичами. Подробности см. раздел «Всеволод I Ярославич».
Семейство великого князя Всеслава Брячиславича
– ДАВЫД – князь Полоцкий. В противоположность отцу и братьям стремился к сближению с киевскими Ярославичами.
– РОГВОЛОД (БОРИС) впервые упоминается в летописи под 1127 годом, когда его пригласили на княжение полочане вместо его брата Давыда. РОГВОЛОД умер в 1128 или 1129 году.
– ГЛЕБ доставлял немало хлопот в правление Мономаха. Будучи полоцким князем, не раз, подобно отцу, нападал на смоленские и новгородские земли. В 1119 году пленен в Минске и в оковах привезен в Киев, где вскоре скончался.
Семейство великого князя Святослава Ярославича
– ГЛЕБ после смерти отца был лишен новгородского стола, а затем убит, вероятно, не без помощи дядей своих, Ярославичей. Глеб памятен в истории Отечества и тем, что однажды «осадил» одного волхва (колдуна), хулившего христианскую веру и представлявшего себя пророком. «Знаешь ли ты, что будет с тобой в этот день?» – спросил у него Глеб. «Я сделаю великие дела», – ответствовал колдун. «Нет!» – сказал смелый князь и рассек обманщику голову топором.
– РОМАН, князь тмутараканский, пытался с помощью половцев вернуть земли, отнятые у Святославичей после смерти отца. В 1079 году он выступил против Всеволода, но половцы перед битвой предали его. Возмущенный изменой, князь вбежал в шатер половецкого хана, взывая к его чести и совести. По кивку головы хана в следующий миг он был зарублен саблями.
– ОЛЕГ – «мятежный князь», вел отчаянную борьбу с обидчиками Святославичей, лишившими их отчих уделов...
– ЯРОСЛАВ, подобно ДАВЫДУ, жил в покорности роду Всеволода, чем заслужил гонение против себя своих же родственников – Святославичей.