ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ «КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» (960 – 1015)
Великий князь. 980 – 1015
С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашей страны: КРЕЩЕНИЕ РУСИ! Христианство, пришедшее на смену язычества, обновило Русь и указало ей новую историческую дорогу: ведь вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на родном славянском языке...
Поначалу Владимир был ярым приверженцем язычества. Он установил на киевских холмах новые статуи языческих идолов: главного языческого бога Перуна с серебряной толовой и золотыми усами, а рядом с ним Хорса, Даждьбога, Стрибога, Мокоши. Идол Перун был также поставлен и в Новгороде. Этим идолам приносились жертвы, и не раз русская земля обагрялась невинной кровью. Один из случаев кровавого жертвоприношения описан в летописи. Возвратившись в 983 году в Киев из похода после победного завоевания страны ядвигов (латышей), Владимир решил принести жертву языческим идолам. Старцы и бояре подсказали: «кинем жребий на отроков и девиц: на кого он падет, того принесем в жертву богам». Жил в это время в Киеве один варяг, который побывал в Греции и принял там христианскую веру. Вот на его-то молодого сына и пал слепой жребий. Но старый варяг отказался отдавать сына: «У вас не боги, а дерево: нынче есть, а завтра сгниют; не едят, не пьют, не говорят.., не дам сына своего бесам!» Разъяренная толпа растерзала и отца, и сына. Эти люди, таким образом, были первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их под святыми именами Феодора и Иоанна.
Предания рисуют Владимира-язычника человеком жестоким, кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях. Особенно поражает его необузданное женолюбие: у него было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Среди его наложниц была и вдова убитого им брата Ярополка, Юлия, которую он взял себе беременною и которая родила ему Святополка. Кроме того, Владимиру часто приводили для растления замужних женщин и девочек. Языческая вера разрешает многоженство. У Владимира было пять законных жен, среди которых первой супругой была Рогнеда, взятая им в жены насильно.
Возможно летописцы сознательно рисуют Владимира-язычника только черными красками, чтобы более ярко показать чудотворное воздействие на него христианской веры.
Начав сомневаться в разумности язычества, Владимир стал искать истину в других верах. На Руси в течение длительного времени постепенно укоренялось христианство. Христианкой умерла и бабка Владимира, Ольга.
Представители соседних народов пытались склонить Владимира каждый в свою веру, чтобы сделать великого князя единоверцем. Летопись рассказывает вот что: «Пришли к Владимиру магометане и сказали ему: «Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету». «Какая же ваша вера?» – спросил Владимир. Описание магометова рая пленило воображение князя, однако он отверг магометанство за то, что обрезание казалось ему ненавистным обрядом, а запрещение пить вино – уставом безрассудным. «Вино, – сказал он, – есть введение для русских; не можем быть без него». Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы, католического патриарха. Великий князь отослал их обратно: «Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. «В Иерусалиме, – отвечали проповедники, – но Бог во гневе своем расточил нас по всем землям чуждым». «И вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? – сказал Владимир. – Мы не хотим, подобно Вам, лишаться своего Отечества».
Для окончательного решения, какую веру принять для Руси, государь послал десять благоразумных людей в разные страны. Послы видели скудные магометанские храмы «с унылыми молениями и печальными лицами верующих»; богослужения католические «с обрядами без всякого величия и красоты». Наконец, в константинопольском христианском храме священная важность и таинственность обрядов среди богатых одежд духовенства, красоты икон, благоухания фимиама и сладостного пения клироса покорили русских посланников. Им показалось, что «Сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется». Возвратясь в Киев, послы сказали Владимиру: «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился стать христианином. Конечно, он мог креститься и в Киеве, где давно уже были и церкви, и христианские священники. Но он хотел сделать это с блеском и величием, достойным великого князя и Руси. Он решил «завоевать Христианскую веру и принять ее святыню рукой победителя». В 988 году Владимир, захватив греческий город Херсонес, послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город; слышу, что у Вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что и с Херсонесом». Императоры отвечали: «Не следует христианам отдавать родственников за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь». Владимир ответил согласием. Не хотелось греческой царевне ехать в незнакомую пугающую страну. «Иду точно в полон. Лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее: «А что, если Бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати; видишь, сколько зла наделала Русь грекам». И Анна покорилась.
В Херсонесе Владимир крестился, приняв в христианстве имя Василий. Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение князь во время крещения прозрел. Вслед за крещением состоялся брак его с Анной, родившей впоследствии Владимиру сыновей, Бориса и Глеба. По возвращении в Киев Владимир крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное КРЕЩЕНИЕ РУСИ было совершено в Киеве 1 августа 988 года. Сам великий князь с митрополитом и греческими священниками, прибывшими из Корсуня, присутствовал при крещении. Устремив в радости и восторге взор на небо, Владимир громко произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослави сих новых чад твоих; дай им познать Тебя, Бога Небесного! Утверди в них веру правую! Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойное Святое Имя Твое...» «В сей великий день, – говорит летописец, – земля и небо ликовали». Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и выполнения обряда крещения получали новые имена. Языческие идолы были низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна, привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать человек били истукана палками на поругание бесу, который этим именем прельщал народ.
После крещения киевлян великий князь приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. На их местах устанавливались христианские храмы, богослужение в которых шло по книгам, переведенным с греческого на славянский святыми братьями Кириллом и Мефодием. Вероятно ими же была переведена на славянский язык и наша Библия. Сначала готовые церковные книги шли на Русь из Болгарии, а потом, когда и между русскими появились грамотные люди, книги стали переводиться и на Руси. Таким образом вместе с христианством пришла на Русь и грамотность.
Для ускорения распространения новой веры и просвещения русских великий князь приказал брать детей у состоятельных родителей и обучать их грамоте. Благодаря этому на Руси за последующие два десятилетия выросло новое поколение людей, ставших проводниками просвещения и христианства в Отчизне. Много стал заботиться Владимир о больных и бедных. Он созывал на княжеский двор народ отовсюду; кормил, поил всех пришедших, а для тех, кто не в состоянии был приходить на княжеский двор, приказывал развозить еду по городу.
Интенсивно занимался Владимир и строительством церквей, для чего из Греции были вызваны «каменосечцы и созидатели палат каменных», а также те, кто раскрашивал новые постройки. В самом Киеве князь построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую Десятинную, получившую название оттого, что князь назначил на ее содержание и содержание духовенства десятую часть княжеских доходов. Десятинная церковь была построена на том самом месте, где в 983 году пострадали за христианскую веру отец и сын – святые Феодор и Иоанн.
Многое сделал Владимир и для укрепления Русского государства, подчинив своему влиянию целый ряд славянских племен, живших на востоке от великого водного пути «из варяг в греки». Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
Особенно много хлопот и забот доставляли тогда русским степные варвары-печенеги, став для Отчизны настоящим бедствием. В 993 году Владимир выступил против них. Летописец рассказывает, что когда русское войско встретилось с печенегами на берегах Трубежа, князь печенежский предложил Владимиру решить судьбу битвы поединком своих богатырей. «Ежели русский убьет печенега, то обязан тогда я три года не воевать с вами; а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать твою землю». И поединок состоялся. Против страшного великана-печенега вышел малорослый юный русич, который неожиданно крепкими мышцами своими даванул печенега и мертвого ударил о землю. Воспрянувшая духом княжеская дружина бросилась на войско печенегов, которое едва спаслось бегством. В память об этом событии Владимир заложил на берегах Трубежа город и назвал его Переяславлем, ибо юноша русский «переял» у врагов славу. Для ограждения Руси от нападения чужеземцев по указанию Владимира строились оборонительные рубежи с новыми городами и крепостями. А чтобы предупреждать нападения незваных гостей, по окраинам Руси беспрестанно несли службу воины-богатыри. Дружины богатырские своими подвигами во имя Родины оставили в ее памяти неизгладимый след: из поколения в поколения передавались и передаются былинные легенды об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других чудо-богатырях...
Необычной была жизнь у первого крестителя Руси. Много изустных сказаний, легенд и выдумок ходило о нем в связи с его необычной государственной, духовной и личной жизнью. Великий князь был известен своим хлебосольством и дружелюбием с соседями. Сам Папа Римский, но преданию, непрочь был принять Русь под свое начало. Дунайская Болгария и Греция охотно торговали с русскими купцами... Все говорило о благополучии страны и силе ее великого князя. Но судьба не пощадила Владимира в старости. В 1014 году сын его Ярослав, княживший в Новгороде, отказался присылать в Киев по две тысячи гривен, как делали это ранее все новгородские посадники, Владимир сказал: «Исправляйте дороги и мостите мосты». Он готовился к походу против Ярослава, но разболелся и умер 15 июля 1015 года, горько оплакиваемый народом. Тело Владимира Святославича было заключено в мраморную раку и поставлено в центре киевского храма Богородицы рядом с гробницей его супруги Анны.
Русская православная церковь причислила князя Владимира к лику Святых, назвав его Равноапостольным за ревность к Вере Христовой!
Семейство великого князя Владимира Святославича
– У великого князя Владимира было пять законных жен. Кроме того он взял в наложницы беременную жену убитого им брата Ярополка, ЮЛИЮ, которая родила сына Святополка, усыновленного Владимиром.
– Предание повествует, что гордая РОГНЕДА, княжна полоцкая, некогда насильно взятая в жены Владимиром, страстно полюбила князя. Но Владимир уже охладел к ней, Рогнеда не могла перенести этого. Однажды, когда Владимир пришел к ней и заснул, она хотела зарезать его ножом, но в это время князь проснулся и схватил ее за руку. Тут она начала говорить ему: «Уж мне горько стало: отца моего ты убил и землю его полонил для меня, а теперь не любишь меня и младенца моего». Владимир решил убить Рогнеду. Он велел ей одеться в свадебный наряд, сесть на богатой постели и дожидаться его. Рогнеда догадалась о намерении супруга и, дав меч в руки сыну своему Изяславу, наказала: «Смотри, когда войдет отец, ты выступи и скажи ему: «Разве ты думаешь, что ты здесь один?» Услышав от сына эти слова, Владимир бросил свой меч и отказался от злой мести. Он построил город, названный Изяславом, и дал его Рогнеде с сыном.
– АННА, греческая царевна и последняя супруга Владимира, помогла великому князю вместе с митрополитом и духовенством составить «Закон о судах церковных». Умерла за четыре года до кончины самого князя и похоронена им в Десятинной церкви.
– ИЗЯСЛАВ, будучи ребенком, защитил свою мать Рогнеду от гнева отца. В честь него Владимир построил город Изяславль.
– ВСЕВОЛОД, первый князь Владимиро-Волынский. В 1015 году он сватался к вдовствующей шведской королеве и, по неизвестной причине, был убит по ее приказанию.
– ВЫШЕСЛАВ получил от отца в 988 году Новгородское княжество, на котором скончался.
– СВЯТОСЛАВ убит Святополком под Карпатами, разделив участь БОРИСА и ГЛЕБА. Неканонизирован, вероятно, оттого, что мать его была язычницей, а не христианкой, как Анна.
– МСТИСЛАВ оспаривал у Ярослава право на новые уделы. После победы над Ярославом братья разделили Русскую землю по Днепру. Мстиславу досталась восточная сторона.
– Чтобы исключить притязания СУДИСЛАВА на новые уделы, Ярослав заключил его в тюрьму в Пскове. Несчастный провел в темнице целых 24 года, до самой смерти Ярослава.
– МАРИЯ была выдана Ярославом за польского короля Казимира I. В католичестве она получила имя ДОБРОГНЕВЫ.
– Владимир имел 12 сыновей, в том числе усыновленного им племянника Святополка Ярополковича. Надеясь, что сыновья будут надежными помощниками его в управлении государством, он разделил Русь на уделы и раздал их сыновьям: Вышеславу – Новгород; Изяславу – Полоцк; Ярославу – Ростов; Глебу – Муром; Святославу – Древлянскую землю; Всеволоду – Владимир-Волынский; Мстиславу – Тмутаракань; Святополку – Туров. По смерти Вышеслава великий князь отдал Новгород Ярославу. И хотя сыновья в своих уделах имели лишь права наместников, раздробленность Руси привела вскоре к печальным последствиям для ее целостности и спокойствия...
ИЗ ПАМЯТНОГО
– О МИТРОПОЛИИ И МИТРОПОЛИТЕ МИХАИЛЕ. По киевской летописи русская митрополия была создана при князе Владимире, и первым митрополитом на Руси был грек Михаил, прибывший из Корсуня вместе с духовенством и крестивший детей великого князя и киевлян. По преданию, Михаил построил в Киеве деревянную церковь в честь Архангела Михаила. Позднее изображение Архангела Михаила с мечом и щитом в руках перекочевало на герб города Киева.
– Чтобы русский народ привык жить по христианскому закону, Владимир с помощью митрополита Леона (преемника Михаила) и супруги своей Анны дал ему два устава: первый – «ЗАКОН О СУДАХ ЦЕРКОВНЫХ», второй – «ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЯМ». По церковному уставу духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем. В Законе этом оговорены были и наказания за церковные прегрешения: денежные взыски (пени) или церковное покаяние. По светскому суду наказания были: денежные взыски, лишение имущества, заточение в тюрьму...
– После крещения киевлян Владимир отправил сыновей своих вместе с духовниками по городам крестить русский народ. Далеко не везде люди добровольно принимали новую веру. В НОВГОРОДЕ, в частности, дело дошло до бунта, зачинщики которого кричали: «лучше мы все помрем, а не дадимся ругаться над своими богами...» Пришлось воеводе великого князя Путяте и дяде его, Добрыне, прибегнуть к силе. С тех пор сохранилась на Руси для потомков поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Только к сентябрю 990 года можно было говорить о закончившемся крещении новгородцев. А для крещения всех восточнославянских племен понадобились долгие десятилетия...