ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ (875 – 945)
Князь. 912 – 945
Игорь принял власть только после смерти Олега, будучи уже в зрелом возрасте. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого правителя-опекуна, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной.
Воспользовавшись смертью Олега, древляне попытались уйти из-под власти Игоря, но князь сумел победить их и наложил на них дань больше прежней. Затем Игорю, первому из русских князей, пришлось защищать русские пределы от печенегов, кочевых племен, появившихся в соседстве русичей в конце IX века. Они поселились между Доном и Днепром, на лугах, где паслись их стада. У них не было домов. Когда на лугах кончалась трава, они вместе со стадами перекочевывали на новые места, перенося с собой и свои легкие жилища: шатры или шалаши. Печенеги, рослые и сильные, дикого свирепого вида люди, были превосходными наездниками и отличными стрелками. На легких степных конях с дикими криками врывались они небольшими отрядами в русские земли, грабя, убивая и уводя в плен русских. Часто добычей их были купеческие караваны, которые они поджидали у днепровских порогов. Греческие правители заигрывали с печенегами, используя их необузданную страсть к захватам и воинственность в борьбе против русских. Дважды, в 915 и 920 годах, отражал Игорь нашествия непрошеных гостей.
Княжение Игоря не ознаменовалось в народной памяти никакими великими происшествиями вплоть до 941 года, когда князь, подобно Олегу, предпринял поход против греков. Собрав огромную рать, направился он на 10 тысячах ладьях по Днепру к византийским берегам. Нестор на основании византийских повествований вновь говорит о свирепости русских, о храмах и селениях, обращенных ими в пепел.
Уведомленные болгарами о походе Игоря, греки собрали большие силы и выступили против неприятеля. И тут случилось невероятное: когда противники стали сходиться в поединке, греки стали вдруг метать огонь на русские ладьи. «Попадет пламя на лодку – спасенья нет! Пламя охватывает ее – вода ее неймет; упадет огонь на воду – и на воде горит». Ужас овладел русскими. Кидались они в воду, тонули, горели в огне. Многие попали в плен, и совсем немногие вернулись домой. Рассказывали они долго о пережитом ужасе: «У греков в руках точно молнии небесные, которые они пускали и жгли нас; вот почему и не одолели мы их».
Игорь хотел во что бы то ни стало загладить стыд своего поражения и отомстить грекам. Он стал готовиться к новому походу, для чего вновь собрал большое войско из нанятых варягов, славян, полян, кривичей, чуди и других народов. Нанял он в свое войско и печенегов; а чтобы те не изменили, взял у них заложников. В 944 году выступили русские войска во второй поход. И вновь пришли донесения греческому императору из Корсуня (греческого города в Крыму): «Идет Русь и печенеги с ними». Греческий император, не уверенный в победе над таким сильным врагом, и, желая спасти империю от новых бедствий, послал к Игорю послов с предложением о мире: «Не ходи на нас, возьми дань, какую Олег брал, да еще прибавим к ней». Отправили греки и печенегам богатые дары – много золота и шелковых тканей. Созвал Игорь дружину для совета, и посоветовали ему ратники: «Когда император и так предлагает уплатить дань, и мы можем взять золото, серебро и паволоки без боя, то чего же нам еще? Разве известно, кто одолеет – мы или они! Да и с морем не договоришься. Не по земле ведь ходим, по глубине морской, – общая всем нам может быть смерть». Игорь принял их совет, взял дары у греков на всех воинов своих, велел наемным печенегам разорять соседственную Болгарию и возвратился в Киев.
На следующий год Игорь заключил с греками мир, похожий на договор Олега с греками. Чтобы освятить это событие, пришел Игорь с дружинниками на холм, где стоял идол Перуна. Все положили свое оружие, копья, мечи, щиты и клялись греческим послам, что будут строго соблюдать договор. Христиане-дружинники присягнули у церкви Св. Илии.
После столь удачного похода Игорь больше думал об отдыхе. Даже на сбор дани он стал посылать не свою дружину, а дружину своего знаменитого воеводы Свенельда. Собирая дань, Свенельд обогащался сам и обогащал своих ратников, чем вызывал недовольство дружинников Игоря: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги: пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» Послушался их Игорь, пошел в землю древлян собирать дань, причем, он и дружина его прибегали к насилиям. Собравши дань, решил князь возвращаться, да передумал. Недовольный размером ее, он сказал дружине: «Ступайте вы с данью домой, а я возвращусь назад, похожу еще». Узнав об этом, собрались древляне на совет со своим князем и решили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его; так теперь и с нами: если не убьем Игоря, то он всех нас погубит». А решив так, древляне убили Игоря и оставшихся ратников его. По преданию, несчастного князя привязали к двум деревьям и разорвали надвое. Так определила судьба погибнуть Игорю от своего неблагоразумия.
Как правитель, Игорь не имел, кажется, великих свойств ума и мудрости Олега. Но он сохранил целостность Руси, сохранил честь и выгоды ее в договорах с греками. Заслуга его и в том, что он, будучи язычником, позволял русичам принимать христианскую веру. Летопись Нестора повествует, что во времена правления Игоря было много христиан на Руси. В Киеве действовала христианская церковь Св. Илии. Вероятно тогда же, для пропаганды христианства среди русских, стала распространяться новая славянская грамота (азбука), изобретенная братьями Кириллом и Мефодием. Азбука состояла из 38 букв. С ее помощью переводились на славянский язык с греческого главнейшие священные и богослужебные книги.
Семейство князя Игоря
Игорь был женат на Ольге, которую Олег выбрал ему в жены в 903 году. Согласно одним повествованиям Ольга была привезена из Пскова и происходила из знатного рода. Но в новейших исторических книгах сказано, что Ольга была из простого рода и жила близ Пскова. Повествуют, что юный Игорь, приехав из Киева, занимался в тамошних лесах звериной охотой. Повстречав Ольгу, он «говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную сельскую девицу всем другим невестам». В те времена обыкновения и нравы позволяли князю выбирать себе любую невесту, невзирая на ее происхождение. Впрочем, трудно поручиться за достоверность новейших исторических повествований, не освещенных в древних летописях. Имя свое Ольга приняла, кажется, от имени Олега в знак его дружбы и расположения к невесте Игоря или в знак уважения самого Игоря к Олегу. От брака Игоря и Ольги родился сын Святослав, первый князь славянского имени.
Некоторые историки полагают, что у Игоря и Ольги был еще один сын Глеб, младший брат Святослава, который во время одного из походов Святослава изменил брату, и, не желая принять смерть от руки его, покончил жизнь самоубийством.